Что надо знать о потребительском правосудии
29.04.2013 18:38 0
Нет человека, который хотя бы однажды не оказался в положении обманутого потребителя. В редакцию газеты «Городецкий вестник» не раз обращались граждане, ставшие жертвами недобросовестных производителей и продавцов товаров и услуг. Кто-то купил дорогой сотовый телефон, который вышел из строя в первый же месяц, кто-то за десятки тысяч рублей приобрёл норковую шубу, оказавшуюся поношенной, кому-то установили бракованное пластиковое окно. Практика свидетельствует: отстоять свои права в подобных ситуациях крайне сложно. Не всегда поможет и суд, куда нам все советуют обращаться: по данным Союза потребителей РФ, в среднем за последние три года половина судебных решений, подававшихся через общественные организации — его члены, не исполняется. Николай Григорьевич Коростелёв, начальник ТО управления Роспотребнадзора, ведущий пресс-конференции: Сергей Евгеньевич Перлов, заместитель председателя Городецкого городского суда: Требования граждан в основном касаются некачественных товаров, реже — услуг. В послед-нее время стали подаваться иски, связанные с расторжением договоров по технически сложным товарам, в частности, автомобилям. И такие иски о возврате стоимости удовлетворяются, хотя продавцы всячески стремятся отстаивать свою позицию по их непризнанию, предъявляют различные документы, технические заключения. Проводятся сложные экспертизы, порой с привлечением докторов технических наук. Вот один пример: дорогой автомобиль вышел из строя, и его владелец обратился к официальному дилеру в тот же салон, где купил машину. Там ему предложили приобрести у них запчасти, работник салона выполнил ремонт. В результате неисправность не пропала, а ещё более усугубилась. Потребитель опять обратился в тот же салон — ему говорят о другой неисправности и предлагают приобрести детали на сумму в несколько раз большую, чем в первый раз. Заказчик, естественно, возмутился и обратился с иском в суд. Стоял вопрос о целесообразности первого ремонта, и оказалось, что он был не нужен, и деньги с салона взыскали. Были апелляционные жалобы, но областной суд оставил решение нашего суда без изменения. Следует отметить, что судебная практика по отношению к продавцам и производителям товаров в последнее время стала ужесточаться, увеличивается компенсация морального вреда, размеры неустоек, штрафы в пользу потребителей. В нашем суде с восьми часов постоянно действует приёмная, и помощник судьи, принимающий заявления, может дать общую консультацию, которая, конечно, не касается существа дела. Н.Г. Коростелёв: С.Е. Перлов: Лидия Валентиновна Ганичева, главный специалист управления экономики администрации Городецкого района: Сложность ситуации ещё в том, что своих экспертов у нас нет ни в Городце, ни в Заволжье. Если срок гарантии не прошёл, экспертиза проводится за счёт продавца, а если истёк — за счёт потребителя. И не все готовы выложить за экспертизу большие деньги. Недавно был случай: за экспертизу пластикового окна запросили 30 тысяч. Оно само столько не стоит. Потребителям нужно быть очень внимательными, никогда не отдавать деньги просто так и все сразу — без заключения договора, без просмотра документов. У предпринимателя следует спросить свидетельство, узнать место регист-рации. Должен быть договор на производство работ с определением ответственности сторон либо товарный чек с реквизитами продавца. Ведь чтобы получить потом судебную защиту, потребуются доказательства. Много проблем с сетевыми магазинами. Когда потребитель решает сдать некачественный товар, он пишет заявление в двух экземплярах: одно остаётся у продавца, другое — у него самого. И на этом втором долж- но быть указано, что продавец заявление принял такого-то числа, и стоять его подпись. Эту практику магазины начисто истребили: им присылайте заявления заказным письмом с уведомлением. А на почту они, конечно, не приходят. Недавно был суд: человек купил на нашем рынке две пары некачественной обуви по 800 рублей. Предприниматель прописан в одной из деревень Кумохинского сельсовета и там никогда не жил. Вот и отправляй ему письма... Мировые судьи вынесли решение: в иске отказать. Конечно, если бы потребителя защищал адвокат, результат был бы другой. Но кто будет нанимать адвоката при таких незначительных суммах иска? Алексей Николаевич Горянин, руководитель общественной организации по защите прав потребителей Городецкого района: Людям не следует пренебрегать интернет-ресурсом: при планировании большой покупки здесь можно найти отзывы на деятельность многих компаний и индивидуальных предпринимателей. Возможно, эта информация убережёт от неверного шага. Хочется отметить, что сложности есть не только в самой судебной защите, но и в исполнении решения суда. Исполнительное производство у нас неэффективно: если у ответчика нет денег и имущества, судебные приставы просто составляют акт о невозможности взыскания и прекращают судебное производство. А у недобросовестного предпринимателя имущество записано, как правило, на родственников... Ирина Викторовна Фуфаева, ведущий специалист-эксперт ТО управления Роспотребнадзора: В заключение нашего разговора хочется подчеркнуть, что от того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать в любом сегменте потребительского рынка — будь то туристические услуги или услуги ЖКХ — зависит очень многое, в том числе социально-экономическое благосостояние нашего государства. Нина Дмитриевская Источник: «Городецкий вестник» 0 комментариев
Написать комментарий
|