Обретённый шедевр
24.06.2013 16:00 0
В ряду мастеров народного искусства Городца особняком стоит имя резчика Григория Евдокимовича Токарева-Казарина. Согласно легенде, третий шкаф нашего резчика был куплен в своё время иногородним покупателем и уехал из Городца в неизвестном направлении. Все думали, что следы шедевра навсегда затерялись в истории, целый век он считался «пропавшим без вести». И вот произошло чудо! На днях музейщики были обрадованы удивительной вестью — в областном музее Великого Новгорода хранится резной шкаф Г.Е. Токарева-Казарина. Приведём счастливое письмо, полученное нами по электронной почте. «Уважаемые коллеги! В фондах нашего музея находится уникальный экспонат — резной шкаф, выполненный, по моему предположению, городецким мастером Григорием Евдокимовичем Токаревым-Казариным. Шкаф поступил в Новгородский государственный объединённый музей-заповедник в 1961 г. из филиала — краеведческого музея г. Боровичи. Предшествующая история предмета работающим сейчас в Боровичском музее сотрудникам, к сожалению, неизвестна. На оборотной стороне одной из деталей (передней панели выдвижного ящичка) имеется современная хранительская надпись о том, что шкаф изготовлен местным крепостным крестьянином. Вероятно, в начале 1970-х годов шкаф реставрировался (документация отсутствует): известный новгородский реставратор древних музыкальных инструментов, основатель Центра музыкальных древностей (1990 г.) В.И. Поветкин выполнил дорезки утраченных деталей — угловых полуколонок, фриза в верхней части. После реставрации шкаф экспонировался в художественном отделе музея. В 1980 году была создана новая экспозиция иконописи, в состав которой предметы декоративно-прикладного искусства не вошли, и шкаф оказался в фондах. Даже среди древних икон в хранении древнерусской живописи творение городецкого мастера неизменно привлекает к себе внимание специалистов не только мастерством исполнения, но и фантастическим сочетанием сюжетов Ветхого и Нового Заветов, сцен из российской истории, а также масштабностью замысла. Среди украшающих шкаф композиций — «Давид и Голиаф», «Суд царя Соломона», «Дочь фараона находит младенца Моисея», «Избиение младенцев», «Приведение Христа на суд», «Страшный суд», «Венчание Михаила Романова на царство», «Посланники Ермака перед Грозным», «Взятие Казани», «Смерть Ивана Сусанина», а также изображения Бориса Годунова и Ивана Грозного, образы Рюриковичей на резных полуколонках. Одна из деталей шкафа — резное навершие-кокошник — находится в настоящее время в собрании московского коллекционера, художника и реставратора В.М. Момота. Несколько лет назад навершие экспонировалось на выставке «из частных коллекций» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. В начале 2013 г., в связи с празднованием 400-летия До-ма Романовых и организацией целого ряда выставок, посвящённых этому событию, возникла идея о реставрации, подготовке публикации и экспонировании шкафа. В процессе поисков возможных аналогий я обнаружила публикацию С.А. Яковлевой и М.А. Макеевой «Шкафы, открывающие мир» (Восточный свет. № 4. 2008), а также упоминание о работе Г.Е. Токарева-Казарина в интервью сотрудников Городецкого краеведческого музея (они подтвердили моё предположение о принадлежности «нашего» — третьего — шкафа Токареву-Казарину). Поскольку исследование резного шкафа из собрания нашего музея только в самом начале, я очень надеюсь на вашу помощь. Мне, как и вам, чрезвычайно интересна история его появления на новгородской земле. Возможно, вам удастся обнаружить какие-то сведения о заказчике или покупателе этого замечательного произведения народного искусства. С уважением, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева Юлия Борисовна Комарова». Шкафы Григория Евдокимовича Токарева-Казарина являются непревзойдёнными шедеврами. Уже более века они радуют глаз, поражают, вдохновляют. К сожалению, мы очень мало знаем об авторе, но не перестаём восхищаться его любовью к истории и талантом. Счастливое открытие, сделанное в Великом Новгороде, ещё раз убеждает нас в высоком уровне мастерства народных художников и важной роли музеев в сохранении памятников родной старины. А. Еранцев, экскурсовод Городецкого краеведческого музея Источник: «Городецкий вестник» 0 комментариев
Написать комментарий
|