Школьники — о речевой культуре общества
25.02.2014 17:26 0
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», — слова известного русского писателя Александра Куприна, на мой взгляд, наиболее точно определяют смысл и значение муниципальной научно-практической конференции «Речевая культура современного россиянина», прошедшей на днях на базе школы № 2 г. Городца. В современном мире конкурентоспособность специалистов на рынке труда в значительной степени зависит от уровня их образования, наглядным показателем которого является грамотная речь. Однако состояние современного русского языка вызывает всё большее беспокойство. Оскудение словарного запаса, размытая семантика слов, «синдром заимствования», речевые и канцелярские штампы, неоправданные эвфемизмы, вульгаризация речевого общения и даже криминализация — вот процессы, протекающие в языке и отмеченные учёными-лингвистами. — Проведение научно-практической конференции по русскому языку среди старшеклассников школ района было обусловлено теми негативными тенденциями в языке, которые ощущает, я думаю, каждый образованный человек, — говорит руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы средней школы № 7 г. Городца Татьяна Викторовна Козлова. — Слышать некрасивую, искажённую речь всегда неприятно. Конечно, мы не ждём, что после конференции все учащиеся сразу начнут говорить и писать грамотно. Но если они обратят внимание хотя бы на какие-то языковые аспекты, увидят и не допустят речевых ошибок, а в следующий момент, возможно, предостерегут от этих ошибок своих друзей, — это уже будет хорошо. Аналогичная конференция в нашем районе уже проводилась около 10 лет назад. На этот раз свои работы представили 26 школьников, наиболее ответственно относящихся к вопросам речевой культуры и развития современного русского языка. Сразу оговорюсь, что не всем удалось справиться с главным требованием организаторов конференции — представить самостоятельное исследование, а не реферат. Впрочем, не будем строго судить ребят: для многих из них это был первый опыт углублённого познания языка. Поэтому куда важнее, что юноши и девушки смогли осознать высокое предназначение русского языка как носителя национальной идентификации россиян. Ещё до начала пленар-ных заседаний мне удалось побеседовать с некоторыми участниками и их наставниками и узнать, чему посвящены работы начинающих языковедов и что они думают о речевой культуре языка в целом. Аня Лапшина, 11 класс Тимирязевской СОШ: — Тема моего исследования — «Интернет — это процесс совершенствования или деградации речевой культуры современного школьника?». Сейчас не только многие подростки, но и взрослые люди очень активно пользуются интернетом, а он, без сомнения, влияет на речевую культуру массовой аудитории. Положительным это влияние назвать нельзя, но оно всё же не приведёт к окончательной деградации русского языка. Я уверена в том, что интернет-общение не сможет вытеснить правильную, грамотную русскую речь. Дарья Карасёва, 10 класс СОШ № 4: — Считаю, что в наше время очень актуальна такая тема, как «Обращение в русском языке». Каждый из нас сталкивается с этим в повседневной жизни, потому что именно с вежливого обращения можно начать разговор, завести беседу, в обращении проявляется уровень культуры человека. Это как... встречают «по одёжке», так и общий уровень культуры оценивают по вежливому, культурному обращению. Илья Рысин, 10 класс СОШ № 1: — Я давно заметил, и ни для кого это не секрет, что люди сейчас стали очень мало читать, они почти не смотрят старые фильмы, зато очень много времени проводят за просмотром современных сериалов, которые определяют базовый уровень культуры речи. Моё исследование называлось «Лексическая наполняемость речи сериальных героев как показатель общей языковой культуры эпохи». Оно было построено на основе сравнения двух сериалов — сериала второй половины XX века «Вечный зов» (вышел в 1973 г.) и современного сериала «Реальные пацаны». Сравнивая и сопоставляя лексику главных героев, я сделал вывод, что за последние 40 лет уровень речевой культуры не просто снизился, он рухнул! И если СМИ, прежде всего телевидение, будут продолжать в том же духе, то из «культурно-деградирующего общества» мы превратимся в «культурно-нищее стадо». Поэтому меня, как представителя молодого поколения, абсолютно не устраивает уровень речевой культуры «реальных пацанов»! Надежда Владимировна Дурнева, учитель русского языка и литературы СОШ № 17: — Я работаю в школе с 1974 года. Как педагога, меня очень волнует то, что происходит сегодня с языком. «Беспредел языковой и страшная безграмотность» — я бы так сказала. Особенно волнует, что взрослые говорят плохо — тут и сквернословия, и упрощение языка, и безграмотность, — и этим влияют на детей. Конечно, язык всё переживёт, всё выдержит, а вот уровень носителей этого языка становится, к сожалению, всё ниже и ниже. Что делать, чтобы повысить речевую культуру? Самый простой ответ — читать! Читать хорошую литературу! Следует отметить, что работа конференции была разбита на три секции — среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. Самой многочисленной оказалась секция девятиклассников, на которой выступило 14 ребят. Творческие исследования старшеклассников каждой секции оценивало представительное жюри из педагогов-словесников, а всю работу координировало управление образования и молодёжной политики администрации района. В результате победителями научно-исследовательской конференции по русскому языку признаны: 9 класс: 1 место — Владислав Абленин (шк. № 3, преп. Н.Ю. Русина), 2 место — Дарья Петрова (шк. № 17, преп. Л.Н. Лебедева), 3 место — Юлия Храмошкина (шк. № 7, преп. Т.В. Козлова); 10 класс: 1 место — Дарья Карасёва (шк. № 4, преп. Л.А. Пахтусова), 2 место — Арина Боярина (шк. № 19, преп. С.Н. Чистякова), 3 место — Илья Рысин (шк. № 1, преп. С.Л. Зайцева); 11 класс: 1 место — Ксения Русакова (шк. № 5, преп. О.Ф. Ямщикова), 2 место — Анна Парфёнова (шк. № 19, преп. Г.М. Шуль- кина), 3 место — Антон Бугров (шк. № 4, преп. И.В. Сидягина). Кстати, у Ксении Русаковой, победительницы конференции в самой старшей возрастной категории, я поинтересовалась, как относятся одноклассники к её исследованию. — Ксения, мне почему-то кажется, что тема твоей работы — «Новые аргонимы как отражение менталитета и речевой культуры современного россиянина» — для большинства твоих сверстников малопонятна и звучит, как тёмный лес. — Они вообще не знают, о чём я пишу, — смеясь, соглашается девушка. — Я их непонятными словами не пугаю! Но самой мне было очень интересно заниматься этим исследованием. Русский язык — важный и нужный предмет. Поэтому я буду поступать на филфак! Ирина ХРАМОШКИНА Источник: "Городецкий вестник" 0 комментариев
Написать комментарий
|